SerovWeb.ru

E-Mail:
Пароль:
Регистрация | Забыли пароль? |
СеровВеб - SerovWeb.ru » Фильмы ужасов: поджанры и типы. Подробно, понятно, с примерами

Фильмы ужасов: поджанры и типы. Подробно, понятно, с примерами

Фильмы ужасов: поджанры и типы. Подробно, понятно, с примерами


1. Мистический хоррор.
Особенности: начнём с самого популярного поджанра в наше время. Как нетрудно догадаться, мистические ужастики связаны со всем паранормальным: призраками, демонами, проклятьями, экзорцизмом и т.д. К последнему можно отнести и тот факт, что в подобного рода хоррорах тема религии нередко является центральной. Мистика — очень популярный и распространённый поджанр, зачастую образующий помеси с другими типами ужастиков, но о них поговорим чуть позже.

Кто пугает: как правило, мистические хорроры предлагают нам бояться какой-либо сверхъестественной сущности. От незримого духа до одержимого демоном человека, от кадавра до самого Дьявола во плоти. Примечательно, что зачастую антагонисты не убивают кого-то самостоятельно, заставляя людей совершать злодеяния. Отсюда и специфика многих образов.

Как пугает: если вы ненавидите скримеры — забудьте про этот поджанр. Да, увы, главная его особенность и одновременно проблема — это система пугалок "тихая напряжённая сцена-резкий и громкий звук". Есть, конечно, исключения, коих немало, однако, увы, мейнстримные хорроры редко уходят от вышеизложенной концепции. Именно поэтому многие ценят "саспенс" — тягучую и жуткую атмосферу, создаваемую при помощи сопереживания герою, помещённому в сложную ситуацию, и\или общей обстановки. Мистика относительно "бескровна", однако есть немало примеров фильмов с весьма внушительными сценами жестокости.

Личный топ-5: "Астрал" (2010), "Зеркала" (2008), "Демон внутри" (2017), "Синистер" (2012), "Оно" (2014).

2. Слэшер.
Особенности: сейчас несколько скрывшийся в тени мистики, но некогда невероятно популярный поджанр, однако, до сих пор остаётся любим многими. Главная составляющая любого слэшера (от англ. "slash" — удар, рубить) — это убийства. Много, мало — неважно, важно то, как они поданы. Характерной особенностью таких фильмов является наличие, как правило, конкретного антагониста (человека или человекоподобного существа), непосредственно совершающего убийства определённого числа второстепенных персонажей. В финале обычно происходит схватка маньяка с главным героем (почти всегда — героиней), после чего очень и очень часто можно увидеть задел на сиквел. Именно слэшерами является подавляющее большинство долгоиграющих хоррор-франшиз.

Кто пугает: очевидно, антагонисты. Классическим маньяком в маске может быть как свирепый монстр, так и психически больной человек. Зачастую в слэшерах действуют целые группы убийц, привносящих в поджанр социальную подоплёку. Иными словами, в таких фильмах почти всегда есть конкретное лицо, совершающее убийства. Именно такое приземление и является "мостиком" между фильмом и страхами зрителя.

Как пугает: убийства. Их постановка и подача — то, чем можно во многом оценить конкретный слэшер. Сюжет и логика событий вполне могут отойти на второй план, если в фильме действительно сочные и изобретательные сцены смерти. Слэшеры, как правило, гораздо более жестоки и кровавы, нежели мистика. Скримеры и саспенс в них, к слову, тоже частенько бывают, однако сводится всё именно к физическому насилию и физическим же убийствам.

Личный топ-5: "Тебе конец!" (2013), "Кошмар на улице Вязов" (1984), "Ужасающий" (2016), "Хэллоуин 2007" (2007), "Крик" (1996).

2.1. Сплэттер.
Особенности: это, как правило, слэшеры, делающие акцент не столько на количестве и постановке убийств, сколько на их натуралистичности. Чем кровавее и реалистичнее, тем лучше. Иными словами, сплэттеры (от англ. "splatter" — брызги) — наиболее жестокие представители фильмов ужасов, наверное, в принципе. Однако не стоит причислять к ним обычные слэшеры с кровавыми сценами убийств. В них это не является основной темой.

Кто пугает: обычно главными антагонистами (а то и протагонистами) таких хорроров являются маньяки, любящие издеваться над своими жертвами. Ещё бы — вся суть поджанра состоит в демонстрации насилия на экране. А кто лучше справляется с убийством людей, как, собственно, не человек?

Как пугает: сценами насилия, как уже было сказано. Подавляющее большинство сплэттеров, представленное малобюджетными фильмами, пытается выехать именно на этом, однако существует немало действительно качественных картин, рассказывающих полноценную историю. Жестокость в них соседствует с неплохим сюжетом и саспенсом, что вполне может понравиться массовому зрителю.

Личный топ-4: "Коллекционер" (2009), "Костяной томагавк" (2015), "Волчья яма" (2005), "Хостел" (2005).

3. Психологический хоррор.
Особенности: весьма популярен не только как самостоятельный поджанр, но и как симбиоз с каким-либо ещё. Психические расстройства, раздвоение личности, помешательство — всё это здесь. Акцент в таких фильмах делается на, как правило, внутренних переменах в человеке, которые рано или поздно приводят к трагичным последствиям. Находится здесь место и для философских моментов: проблемы жизни и смерти, выбора, разнице между реальностью и вымыслом. Правда, такое кино уже не является в полной мере развлекательным.

Кто пугает: люди. Психологические ужастики зачастую "косят" под мистику или делают персонажа маньяком из слэшера, однако при этом он остаётся человеком. Нередки приёмы сюрреализма, большое количество диалогов и тщательный подход к раскрытию персонажей. Иногда даже слишком тщательный.

Как пугает: при помощи саспенса и\или психоделичной атмосферы. Психологические ужастики нередко играют со зрителем, заставляя гадать, что из показанного является правдой, а что — условными галлюцинациями. Вызывать тревогу могут и непосредственно события. Как ни крути, психологический хоррор очень близок к реальности, отчего и выглядит приземлённее той же мистики.

Личный топ-5: "Сияние" (1980), "Незваные" (2009), "Дом, который построил Джек" (2018), "Спокойной ночи, мамочка" (2014), "В пасти безумия" (1994).

3.1. Хоррор-триллеры.
Особенности: пожалуй, самый серьёзный и сложный поджанр. К нему можно отнести не столько полноценные хорроры, сколько фильмы с элементами ужасов. Очень распространённая практика в случае с детективами или просто психологическими триллерами. Зачастую в создании необходимой атмосферы без приёмов хорроров не обойтись.

Кто пугает: как правило, сюжет. Хоррор-триллеры ставят во главу угла именно его. Детективные истории, связанные с расследованиями преступлений, жестокие социальные драмы, интерпретации реальных событий — признаки подобных картин. Некоторые из них трудно отнести даже к развлекательному кино. Триллеры ведь не просто так считаются "умными фильмами".

Как пугает: в общем-то, зависит от того самого сюжета. Даже обыкновенный триллер может быть леденящим душу, что уж говорить про примеры, ставящие фильм на границу жанров. Не стоит забывать и непосредственно про хоррор-элементы: те же сцены насилия и саспенс. Их связь с качественным сюжетом зачастую способна напугать сильнее многих полноценных ужастиков.

Личный топ-5: "Пила" (2003), "Райское озеро" (2008), "Молчание ягнят" (1991), "Семь" (1995), "Последний дом слева" (2009).

4. Монстр-хоррор.
Особенности: в большинстве случаев является слэшером. Главная фишка — нечеловеческое существо в роли антагониста. Мифические сущности мутанты, жертвы экспериментов, призванные из других миров, просто неизвестные науке чудовища — монстры, в общем. Как правило, простенький конфликт строится на их противостоянии с человеком, однако некоторые фильмы отходят от этого правила, задаваясь гуманистическими вопросами.

Кто пугает: очевидно, монстры. Дизайну и проработке образа антагониста в таких ужастиках уделяется огромное внимание. Зачастую даже в малобюджетных представителях жанра можно увидеть неплохие грим и спецэффекты. Чего уж говорить про более качественные хорроры. Не менее важен и лор — история появления конкретного монстра, будь это хоть неудачный эксперимент, хоть мистика. Плох тот ужастик, который не объясняет особенности своих чудовищ.

Как пугает: в принципе, так же, как и слэшер: сценами убийств и элементами саспенса. Однако не будем забывать, что во главе угла у нас теперь чудовища, один лишь внешний вид которых зачастую способен нагнать жути. Тем более, с участием ужасных существ можно показать ещё более жестокие и кровавые сцены убийств. Да и воспринимается всё повествование уже как-то иначе, нежели в случае с маньяками в масках.

Личный топ-5: "Спуск" (2005), "Джиперс Криперс" (2001), "Злое" (2021), "Мгла" (2007), "Страшные истории для рассказа в темноте" (2019).

4.1. Зомби-хоррор.
Особенности: очевидно, частный случай монстр-хоррора. Можно разделить на 2 типа: фильмы про зомби (оживших мертвецов) и про заражённых. Однако общая концепция, как правило, везде одна: массовое превращение людей в кровожадных монстров через укусы и кровь.

Кто пугает: зомби и заражённые. В одном случае — так называемые "дедайты", воскресшие по какой-либо причине (от мистики и проклятий до химического оружия), в другом — заражённые неким вирусом. Огромная популярность зомби в кино подарила нам их многообразие: быстрые и медленные, отупевшие и разумные, обладающие мистическими способностями и невероятно сильные, погибающие лишь от выстрела в голову и довольно уязвимые.

Как пугает: классический зомби-хоррор подразумевал огромное количество откровенных сцена насилия. Расчленёнка, поедание заживо — самые распространённые приёмы вызвать отвращение. Со временем столь чернушная жестокость отошла на второй план, уступив место попыткам создать саспенс или заставить зрителя сопереживать героям, однако уровень насилия в зомби-фильмах, как правило, довольно высок. При этом некоторые из них и не пытаются пугать, ставя во главу угла экшен или сюжет.

Личный топ-5: "28 дней спустя" (2002), "Рассвет мертвецов" (2004), "Поезд в Пусан" (2016), "Возвращение живых мертвецов" (2004), "Зловещие мертвецы" (трилогия).

4.2. Фильмы про оборотней.
Особенности: чисто технически стали едва ли не пионерами жанра ужасов, поэтому людей-волков принято называть монстрами классическими. Ужастики такого рода повествуют, как правило, о процессе и последствиях превращения человека в оборотня — сверхъестественное существо, похожее на волка. Иногда монстры выступают в роли исключительно антагонистов.

Кто пугает: оборотней можно поделить на 2 условных типа: вервольфы и ликантропы. Первые, как правило, в жизни являются людьми, способными осознанно превращаться в оборотней. Магия, ритуал усилие воли — не так важно. Второй же тип включает в себя проклятых людей, обращающихся против своей воли. Обычно -- при полной Луне, ночью. Зачастую они являются банальными жертвами обстоятельств, вместо которых злодеяния совершает альтернативная сущность — оборотень.

Как пугает: фильмы про оборотней нередко являются драмой, построенной на судьбе какого-то конкретного персонажа. Сами по себе сюжетные ходы уже могут заставить сопереживать герою, однако без классических приёмов хорроров обойтись бывает трудновато. Образы оборотней, сцены убийств и саспенс — основные составляющие атмосферы любого подобного фильма. Зачастую большая ставка делается на грим и спецэффекты, основательностью подхода авторов к которым можно бывает охарактеризовать и всю картину в целом.

Личный топ-5: "Человек-волк" (2010), "Вой" (1980), "Оборотень" (2000), "Оборотни" (2005), "Американский оборотень в Лондоне" (1981).

4.3. Фильмы про вампиров.
Особенности: ещё одни долгожители кинематографа. Сосущие кровь монстры успели проникнуть, наверное, по все жанры поп-культуры, однако хорроры были, есть и будут их родиной. Отсюда и такое разнообразие.

Кто пугает: вампиры! Как правило, объединяют их 2 вещи: боязнь солнца и употребление в пищу человеческой крови. Однако и от этих каноничных вещей киноделы периодически отходят. Как и в случае с зомби, в кино мы можем увидеть совершенно разных вампиров: и диких монстров, одержимых голодом, и осознанно убивающих разумных существ, и представителей людского электората, и даже просто жителей глубинки, и смертных, и бессмертных, и сильных, и слабых. Иными словами, на любой вкус.

Как пугает: не все фильмы про вампиров ставят перед собой цель напугать зрителя, однако и таковых снято достаточно много. Как правило, это очевидно кровавые сцены насилия в сочетании с элементами сюжета. Фильмы про вампиров, как и зомби-хорроры, зачастую ставят персонажей в сложную ситуацию, которая сама по себе способна заставить зрителя нервничать. Не стоит забывать и про атмосферу — обычно в фильмах про вампиров она особая. Холодная, мрачная, тягучая.

Личный топ-5: "30 дней ночи" (2007), "Кроваво-красное небо" (2021), "Земля вампиров" (2010), "Дракула" (1992), "Воины света" (2009).

Поджанры поджанров\компиляции.
5. Сай-фай.
Особенности: сай-фай (от англ. "Sci-Fi") — это научная фантастика. Очевидно, что тематика хорроров данного поджанра будет связана с будущим, космосом, альтернативной историей и т.д. Специфика таких фильмов делает сай-фай ужастики, как правило, частным случаем монстр-хорроров, однако и тут бывают исключения.

Кто пугает: обычно — всё те же монстры, только их менее приземлённые версии. Космические пришельцы, пожалуй, стали наиболее популярными существами в поджанре. Но иногда встречаются и банальные слэшеры, перенесённые в сеттинг научной фантастики. Антагонистами в них выступают уже более-менее классические маньяки.

Как пугает: убийства, саспенс, образы. Только всё это гораздо более футуристичное и необычное. И зачастую более дорогое. Да, многие сай-фай хорроры снимаются за большие деньги, поэтому демонстрируют немало эффектных сцен, многие из которых также могут работать на устрашение зрителя.

Личный топ-5: "Живое" (2017), "Чужой" (1979), "Вирус" (1998), "Спутник" (2020), "Факультет" (1998).
Призраки дома на холме смотреть онлайн

6. Боди-хоррор.
Особенности: body — тело (англ). Как ясно из названия, данные фильмы ужасов концентрируются на неких процессах, происходящих с организмом человека или какого-либо другого существа. Всевозможные мутации, болезни и заражения — это всё есть в боди-хоррорах. Зачастую нам подробно демонстрируют не только последствия трансформации, но и непосредственно сам её процесс. Сейчас по каким-то причинам такие ужастики уходят в прошлое, оставаясь лишь на малых экранах.

Кто пугает: любой живой организм, переживший некоторые изменения. Это может быть и результат заражения каким-либо вирусом, и научный эксперимент, и вмешательство паразита, и даже инопланетное вторжение. Создание образов изменившихся до неузнаваемости людей, а также процесса их изменения, требуют огромных затрат по части спецэффектов, из-за чего качественные боди-хорроры дарят нам действительно запоминающиеся и пугающие сцены.

Как пугает: подробной демонстрацией процесса мутации кого-либо или последствий этого события. Как было сказано выше, боди-хорроры не стесняются показывать нам зрелищные сцены, многие из которых, конечно же, являются очень натуралистичными. Однако такие фильмы пугают не только демонстрацией различных мерзостей, но ещё и заигрыванием с психикой зрителя. Наш организм буквально стремится примерить происходящее на экране на себя, отчего вполне может возникнуть сильный дискомфорт, переходящий в настоящий ужас.

Личный топ-5: "Нечто" (1982), "Слизняк" (2006), "Муха" (1986), "Видеодром" (1983), "Кольская сверхглубокая" (2020).

7. Экшен-хоррор.
Особенности: такие фильмы ужасов снимаются исключительно как развлекательное кино. Саспенс в них заменяется драйвом, который дают экшен-сцены. Очевидно, что данные фильмы являются либо слэшерами, либо монстр-хоррорами — такова уж специфика концепции.

Кто пугает: вообще, не всегда они и должны пугать. Но где экшен, там и главная фишка — противостояние кого-то с кем-то. Людей с людьми, монстрами, пришельцами. Борьба за жизнь — основная составляющая экшен-хорроров, этим они и захватывают внимание зрителя.

Как развлекает: непосредственно экшеном и постановкой главного конфликта. Куда интереснее смотреть фильмы, причины событий которого зрителю близки или даже просто ясны. Большая ставка в таких фильмах делается и на съёмки — экшен должен быть зрелищным, захватывающим и, конечно же, кровавым. Мы ведь хоррор смотрим.

Личный топ-5: "Хищник" (1987), "Псы-воины" (2002), "Обитель зла" (2002), "У холмов есть глаза" (2006), "Оверлорд" (2018).

8. Мокьюментари (найденная плёнка).
Особенности: наиболее простой и, самое главное, дешёвый в производстве поджанр хорроров. Главная его фишка — повествование, ведущееся от первого лица. В таких фильмах мы всегда наблюдаем за событиями через камеру (камеры), находящуюся в руках у одного из персонажей. Полное погружение — такова задумка создателей.

Кто пугает: как показала практика, в мокьюментари (от англ. "mockumentary" — подделывать + документальный) можно засунуть абсолютно любой фильм: от камерного слэшера до блокбастера про кайдзю. Поэтому трудно однозначно сказать, чем пугает "найденная плёнка". Это и призраки, и зомби, и монстры, и маньяки. А иногда и просто жуткие бытовые события.

Как пугает: фишка мокьюментари — приземлённость и погружение зрителя в события. При этом экономия бюджета достигается за счёт того, что такие фильмы, как правило, могут себе позволить оставить многое "за кадром", оправдав это манерой съёмки. Многих цепляет эффект трясущейся камеры, однако, увы, зачастую создатели с ним слегка перебарщивают. Так или иначе, мокьюментари способны заставить зрителя поверить, что он — непосредственный участник событий. А если этого не получается, то хотя бы неплохо развлечь.

Личный топ-5: "Искатели могил" (2010), "Репортаж" (2007), "Визит" (2015), "Охотники на троллей" (2010), "Паранормальное явление" (2007).

9. Комедийный хоррор.
Особенности: чёрная комедия, пародия, треш — всё это можно сюда записать. Да, фильмы ужасов могут не только пугать, но и веселить, причём осознанно, а не тем, что они очень плохи. Стиль ужастика в сочетании с жёстким возрастным рейтингом — поле непаханое для комедий и пародий, причём зачастую пародий на сам жанр ужасов. Да и поклонников чёрного юмора в наши дни довольно много.

Кто развлекает: если речь идёт о пародии, то, как правило, оммажи на классических антагонистов фильмов ужасов. Треш-фильмы представляют нам нелепых монстров или зомби, чёрные комедии — карикатурных маньяков. Но не стоит забывать, что элементы юмора могут быть и во вполне серьёзном хорроре с внятным антагонистом.

Как развлекает: ну, тут сказать нечего. Чувство юмора у всех разное, поэтому многим комедийные ужастики никогда не понравятся. Отмечу лишь, что границ в них нет никаких. Совсем.

Личный топ-5: "Убойные каникулы" (2010), "Операция "Мёртвый снег" (дилогия), "Адский ад" (2020), "Я иду искать" (2019), "Няня" (дилогия).

10. Хоррор-блокбастер.
Особенности: блокбастерами называют коммерчески успешные и популярные фильмы, однако я бы отнёс к ним, прежде всего, дорогие и зрелищные ленты. Очевидно, что и среди хорроров таковые имеются. Это могут быть, по сути, тривиальные слэшеры или мистические ужастики, раскрывающиеся по-новому благодаря большому бюджету. Иными словами, это что-то зрелищное и эпичное.

Кто пугает: тут уже в зависимости от фильма. Размах блокбастера может сыграть на руку как маньяку из слэшера, так и чему-то мистическому и незримому.

Как пугает: возьмите классические приёмы и умножьте их на коэффициент, зависящий от размера бюджета. Круче эффекты, длиннее планы, целостнее кадры, масштабнее декорации, сочнее убийства — всё это признаки настоящего блокбастера. Отдельное внимание стоит уделить тем фильмам, которые при этом не забывают и про саспенс.

Личный топ-5: "Сквозь горизонт" (1997), "Жатва" (2007), "Дом восковых фигур" (2005), "Сайлент Хилл" (2006), "Я — легенда" (2007).
источник:

Просмотров: 7 544 | комментариев 0

0

Комментарии к статье

Добавление комментария

Имя:    
Email:   
1
  • Карта сайта